А.С. Пушкин "Борис Годунов": история создания трагедии
Драма «Борис Годунов» относится к величайшим произведениям А.С. Пушкина, не потерявшая своей актуальности и в наши дни. Поэт написал его, находясь в ссылке в селе Михайловском, за месяц до событий на Сенатской площади. В своей драме был дан ответ на проблему, которая волновала многих современников поэта. Заключался он в ограничении самодержавной власти, уничтожении крепостничества. Поэт обратил творческий взор поэта к временам царствования Бориса Годунова. Там в глубине веков поэт искал ответы на проблемы настоящего времени.
В произведении описываются события Смутного времени, когда Россию пытались завоевать польские захватчики, посадив на московский престол Лжедмитрия. Начинается оно восшествием царя Бориса на Московский престол, а завершается его смертью и воцарением самозванца Григория Отрепьева.
(Борису Годунову сообщают о его избрании на царство. Русский художник Борис Чориков, ранее 1866 года)
Насколько было возможно, Пушкин объективно описал события того времени, истинные причины конфликта между царём и дворянством, приведшее, в конечном итоге, страну к краю пропасти. По мнению одного из героев драмы, причина в страхе дворян перед опалой, негативных последствиях отмены Юрьева дня. Здесь же высказывается мысль и самого автора о том, насколько великая и могучая сила – народ, когда Гаврила Пушкин почти в конце произведения говорит Басманову, что сила Лжедмитрия в поддержке народа.
Произведение относится к жанру исторической трагедии. Основная идея и смысл его - показ на примере исторических событий, как и почему возникают восстания, какие силы являются главенствующими в судьбе страны и простых людей, какова роль пассионарных личностей, отдельных общественных групп высшего класса и народа в истории государства.
Основная идея произведения в том, что успех восстания определяется не интригами бояр или хитроумием Отрепьева, а настроением простого люда.
История
("История государства Российского" Н. М. Карамзина. Первый том. Издание братьев Слёниных. 1818 год.)
Огромное влияние на рождение произведения оказало прочтение поэтом «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Оттуда же был взят богатый материал, первоисточники из русских летописей, которые помогли автору «угадать образ мыслей и язык тогдашнего времени». Всё это, вкупе с драматургией Шекспира, помогло написать истинно народную драму, где главным двигателем исторических событий является народ.
Некоторое влияние на стиль написания оказал Шекспир, которого Пушкин до конца жизни считал своим учителем. В подражание ему автор «Бориса Годунова» использовал, так называемый «белый стих», когда стихотворная форма, с чётко определёнными размерами, не имеет рифмы.
Начало работы относится к ноябрю – декабрю 1824 г. Пребывание поэта в этот период в ссылке в селе Михайловском и невозможность куда – либо выезжать немало способствовало успешному продвижению замысла. Данный период творчества отмечается исследователями творчества поэта, как один из наиболее плодотворных. Уже к началу весны 1825 г. была завершена первая часть трагедии, заканчивавшаяся сценой корчмы на границе Литвы.
Вторая часть была закончена 13.09.25 г., а последняя третья – увидела свет 7.11.25 г. В первоначальном варианте название звучало следующим образом: «Комедия о царе Борисе т Гришке Отрепьеве». Кроме этого названия у Пушкина было ещё несколько вариантов. После окончательной доработки пьесы поменял некоторые сцены местами и убрал деление произведения на три части.
(Соборная площадь во времена Годунова. Бочаров М. И. для сцены оперы «Борис Годунов» Мусоргского в 1874 году)
Дальнейшая судьба пьесы оказалась не менее драматичной, чем описываемые в ней события. Уже будучи в Москве, осенью 1826 г. поэт читал своё произведение друзьям. Слухи об этом дошли до А. Х. Бенкендорфа, который затребовал рукопись драмы для ознакомления. В конечном итоге, прочитавший рукопись Николай Первый, драму не одобрил и в печать она в оригинале допущена не была, за исключением нескольких отрывков.
В 1830 г. поэт в очередной раз обратился к Бенкендорфу с тем, чтобы была разрешена публикация. Дозволение автор в этот раз получил, но некоторые сцены из - за цензуры были изменены или вообще вырезаны. Драма была напечатана к концу декабря 1830 г. с посвящением Карамзину.
Разгром восстания декабристов повлёк за собой многолетнюю николаевскую реакцию, когда под запрет попали любые политические и социальные темы. Поэтому в своих произведениях Пушкин перешёл к драматургии человеческих отношений, к психологии отдельной личности.
Этапы работы
Если более подробно разбирать этапы подготовки и самой работы над произведением, то стоит отметить замечание исследователей творчества поэта, что процесс создания шёл неспешно. Сама идея создания драмы родилась в 1824 г. К концу того же года автор «Годунова» приступил непосредственно к написанию текста, однако вскоре берёт небольшой перерыв. К трагедии возвращается только спустя полгода, летом 1825 г. и концу его она была закончена окончательно.
Начиная от задумки до воплощения, работа заняла один год. Гораздо больше времени ушло на то, чтобы преодолеть цензурные преграды и получить разрешение на печать. Это заняло целых пять лет. В конечном итоге книга была напечатана и издана в типографии департамента народного просвещения 24.12.1830 г. небольшим тиражом в 2000 экз. Продавалась в книжном магазине А. Ф. Смирдина.
Публикация произведения
Официальной критикой в лице таких известных в то время современников поэта, как С. П. Шевырев, М. П. Погодин, В. Я. Стоюнин драма была оценена в высшей степени восторженно. Весь тираж книги был раскуплен мгновенно. Однако большая часть читательской публики отнеслась к новому произведению достаточно прохладно. В этом заключалось необычность восприятия, когда критика не скупилась на восторженные отзывы, а большинство рядовых читателей проявили холодную сдержанность.
Тот же критик В. Стоюнин писал: «только следующее поколение ... сумело оценить по достоинству его произведение...". Добавить что - либо к этому высказыванию нечего.
(Рисунки профессора исторической живописи Императорской академии художеств В.П.Верещагина, 1896)
Некоторые критики, признавая достоинства пушкинской трагедии, высказывали мнение относительно того, что царь Борис – это не самый лучший герой для драмы, что он с самого начала взял на себя роль обречённого, пассивен и не борется с обстоятельствами.
Однако эта малая толика негативной критики не стоила той оценки, которую дал себе сам поэт. Из Михайловского он писал Вяземскому 7.11.25 г.: «Трагедия моя кончена, я перечел её вслух один, бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!».
Последующие переиздания книги приходятся уже на период после смерти поэта. Но тогда уже и отношение широкой читательской аудитории изменилось на диаметрально противоположное изначальному. Наибольшее количество переизданий книги приходится на советский период, когда Пушкин издавался миллионными тиражами.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.